Добрый день!
Сегодня я беру интервью у учителя из начальной школы в Нижнем Новгороде. Это удивительный для меня опыт и у меня есть ряд вопросов, ответ на который я бы очень хотела получить.
- Добрый день, Александра!
- Здравствуйте, очень приятно, меня зовут Александра Андреевна, я учитель по русскому языку.
- Меня давно интересует ряд вопросов, связанных с этикетом для детей. Очень рада нашему знакомству и уверена, что ваш опыт работы в начально школе поможет на них ответить. Всё начинается с приветствия. Этикет рекомендует использовать вежливые формы, такие как «Здравствуйте» или «Добрый день». Как научить детей правильно здороваться? Стоит ли проговаривать отрицательные варианты, такие как «Здрасьте», «Доброго дня», «Доброго времени суток» и другие? Ведь, с одной стороны, то, что не запрещено, то разрешено и упоминать об этом было бы неправильно, а с другой стороны, не станет ли это, наоборот, хорошей идеей для маленьких гениев?
- Думаю, что такие ошибки нужно проговаривать, потому что сама сталкивалась с тем, что взрослые люди здороваются подобным образом, а для человека с высшим образованием филолога это часто становится триггером, красной тряпкой. Поэтому важно рассказать детям, в чем ошибка и почему абсурдность этих словосочетаний нелогична для любой ситуации.
- Спасибо, я учту это в следующий раз, когда на лекции мы будем обсуждать, как здороваться друг друга. Следующий вопрос, который я хочу у вас узнать. Мир состоит из услуг, просьб и списка выполненных дел. Не всегда искренне, а скорее автоматически мы говорим «спасибо» и «пожалуйста». Как показывает ваша работа с детьми, нужно ли им об этом говорить или напоминать? Или они приходят в первый класс, зная волшебные слова с малых лет?
- Да, хотя дети знают добрые слова с раннего возраста, по мере взросления они иногда их забывают или они становятся «автоматическими» словами. А мы знаем, как иногда можно буркнуть «спасибо», которое не отзовется в сердце, что будет иметь противоположный эффект. Поэтому я думаю, что столь же дружеская беседа с детьми, например, в форме игровых упражнений, еще раз покажет детям, как важно чувствовать себя признанным и уважаемым и подчеркнуть внимание к другим с помощью таких слов, которые никогда не будут лишними.
- Спасибо большое за ответ, вы абсолютно правы, я думаю, что такие слова никогда не бывают лишними. В нашей стране существуют социокультурные привычки общения с детьми на «ты», что противоречит правилам этикета и взаимодействия с людьми в будущем. Скажите, как обращаются к детям в школе и показывают ли примером вежливое «вы»?
- Когда я была маленькой, в моей практике была учительница по химии, которая всегда обращалась к нам на «вы». Я до сих пор помню эту ситуацию, это вызывало у меня удивление. Я не чувствовал себя значимой, наоборот, мне казалось, что это отдаляет меня от нее. Но скорее всего это был просто способ общения, а не конкретное желание нас оттолкнуть. В нашей школе такого нет, по крайней мере я никогда не слышала, чтобы кто-то обращался к детям на «вы». Я тоже обращаюсь к детям на «вы», они ко мне на «ты», но скорее всего это все же зависит от личного общения. Если учитель подберет интонацию и красиво скажет «вы» с уважением, это будет выглядеть уместно в нужном контексте.
- Спасибо за вашу историю, это очень интересно. Я могу представить, насколько это шокирует, потому что я тоже сталкивалась с подобным в детстве, и на самом деле взрослый, который обращается к вам на «вы», — он один из десяти. Такой взрослый запоминается на всю жизнь. Думаю, что стоит об этом задуматься. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то этикетные особенности или нюансы в вашем городе?
- Я бы не сказала, что в Нижнем Новгороде есть какие-то особенности. Недавно я делала видео про то, что у нас не обращаются к девчонкам на «че», поэтому мы пишем слово девчонки с буквой о. Остальные обращения в нашем районе, области остаются такими же. Мы также обращаемся к людям вежливо и учтиво, как и в других городах, которые я посетила. А каких-то определенных особенностей я не видела. Самое главное – обращаться к людям вежливо и доверительно, ведь даже самые добрые и хорошие слова могут быть употреблены с неправильной интонацией, и с этим нужно быть осторожным.
- Спасибо большое, что поделились. К сожалению, или к счастью, вы абсолютно правы, я согласна с вами что, иногда с помощью интонации можно сделать одно или одно из отрицательных предложений более приятными и наоборот. Благодарю вас, что уделили время, что поделились своими историям и мнением. Мне было приятно познакомиться и пообщаться с вами. С вашего разрешения я включу некоторые ваши ответы в свою работу над образовательным проектом «Образ Будущего». Безусловно, мне хотелось бы переработать и включить новое в свои лекции по этикету для детей. Мне хотелось бы верить, что в будущем вы и ваш класс лично посетите мои лекции. До свидания и до новых встреч!