Как этикет может изменить будущее наших детей: открытие новых горизонтов.

«…тут нужен совершенно другой подход. Но какой?»
Несколько дней назад я провела урок по этикету в школе. Каждая лекция имеет свой вектор развития в зависимости от интересов аудитории, заявок и вопросов, которые появляются у слушателей в процессе. Это индивидуальный и уникальный диалог с аудиторией, и последняя не стала исключением. В этот раз я вела лекцию у детей начальной школы, учеников второго класса. Лекция была в необычном для меня формате и тем самым не только дала мне классный опыт, но стала источником бесценного вдохновения.
Изначально проект «Образ будущего» задумывался для подростков.
Пройдя путь от гримера до художника, от ассистента до основателя студии – мой путь в кино научил меня ценить красоту во всех ее проявлениях. Я всегда мечтала запустить какие-то дополнительные уроки или лекции по внешнему виду в школах. Ведь, как и многие девочки, я перепробовала на своем лице тысячи оттенков стрелок и теней, в стремлении выглядеть красиво в школе. Но красиво не значит уместно, если бы тогда у меня был хоть один урок, посвященный формированию образа, то возмущенных преподавателей было бы меньше.

Именно поэтому я решила, что пора поделиться этими знаниями с молодежью. Для меня всегда немаловажными факторами были умения девушек наносить правильный макияж, ухоженность молодых людей. Мне хорошо известна важность внешнего вида и его влияние на восприятие человека в обществе.

Я понимала, что сейчас, единственная в возможность подростков научиться это делать – это пойти на какие-то платные курсы. Поэтому, запуская проект по этикету, мне хотелось 50% лекций посвятить непосредственно внешнему виду. Добавить туда больше демонстрации, практики, показывать и рассказывать молодым людям, как создавать правильный, деловой макияж, что уместно днем для девушек, а что неуместно, как создавать укладки мужские и женские. Как правильно подбирать деловые образы и как чувствовать себя увереннее в светском обществе с помощью знаний этикета. А главное - не просто рассказывать, но и показывать это.

Лекции по этикету постоянно трансформируются, учитывая интересы слушателей и запросы учителей и директоров школ о том, какие аспекты важно осветить. Некоторые темы освящаются лишь косвенно, а какие-то наоборот, требуют больше акцента.

Прорабатывая лекции, я преследовала цель работать с детьми подросткового возраста, следующим шагом была работа со студентами. Но чем-то новым для меня было и остается работа с начальными классами.

В прошлом году мне уже довелось выступать перед учениками начальной школы, и в этом году я снова получила приглашение провести урок этикета для второклассников гимназии №441 Фрунзенского района. С радостью приняв это предложение и, понимая всю сложность работы, я стала думать о том, что тут нужен совершенно другой подход. Но какой?

Лекция развивалась органично, вектор определялся реакцией на интерес детей. В зависимости от их ответов и заданных вопросов, менялся план лекции, не покидая область этикета. Мне хотелось сделать занятие максимально полезным для них и обсуждать исключительно то, что применимо в их жизни на данный момент. Впервые на лекции была поднята тема кинесики - этикета тела, когда я заметила, что дети склонны сутулиться и опираться на парту, подпирая голову руками. Это побудило меня остановиться и обсудить важность правильной позы за партой, ведь это не только вопрос эстетики, но и физиологии, учитывая, что дети проводят за партой большую часть времени.
Неправильная поза может затруднить усвоение информации и стать причиной усталости. К примеру, если мы сидим, перекинув ногу на ногу, со временем захотим изменить положение, потому что нога начинает затекать. Несмотря на первоначальное ощущение комфорта, такая поза не является оптимальной для нашего тела, что также относится к поддержанию правильной осанки.

Также мы рассмотрели тему правильного жеста поднятия руки, подчеркивая, что она должна оставаться в пределах собственной зоны и не подниматься слишком высоко. Ученики активно отработали этот момент, стремясь задавать вопросы, корректно поднимая руку.

«Как правильно обращаться к людям?» —спросила я у слушателей о приемлемых формах обращения.
«Тетенька», «дяденька», «мужчина», «женщина», «бабушка» - отвечали дети.

Спонтанно в моей голове возникла идея и я решила ее воплотить в жизнь. Пригласив к доске ученицу, мы поставили сценку, в которой разыграли правильный подход и обращение к человеку. Мы сфокусировались на вежливом начале диалога с извинениями, так как это вторжение в личное пространство. «Простите, пожалуйста, не могли бы вы мне помочь?» или « Прошу прощения, не могли бы вы подсказать мне, который час?» – такие фразы стали ключевыми в нашем упражнении. Дети наблюдали за сценкой, затаив дыхание, что стало для меня отличной мотивацией и вдохновением для разработки новой лекции в рамках образовательного проекта для начальной школы, которая будет отличаться структурой и методом подачи материала по сравнению с лекциями для старшеклассников.

Эта лекция стала не просто уроком, а живым диалогом, который вдохновил меня на создание нового формата обучения для начальной школы.