Лекция по этикету в Университете правосудия
Можно по-разному рассматривать лекции по этикету, которые я читаю в образовательных учреждениях. Каждая лекция не похожа на предыдущую и не будет похожа на следующую, несмотря на то, что они строятся по одному плану и одной и той же программе. Компании слушателей отличаются друг от друга. Все люди разные, вне зависимости от возраста. Порой, вне зависимости от гендера и возраста, знание этикета может сильно разниться у юных слушателей. Поэтому я всегда стараюсь общаться с аудиторией, задавать вопросы и, от полученных ответов, решаю, на какой из тем следует задержаться.
Лекция в Санкт-Петербургском университете правосудия взяла вектор делового стиля в одежде. Со школьных лет мы знаем, что деловая одежда — это костюм. Вне зависимости от многих нюансов: крой, ткань, тип, цвет, фурнитура. И этого знания вполне достаточно, ведь ответственность за внешний вид ребенка лежит на родителях. В университете границы требований и рамок размываются, студенты учатся самостоятельному решению проблем, управлению временем и внешним видом.
Тут и начинаются проблемы, ведь встречают по одежке, и согласно тому, как мы выглядим, окружающие нас люди сделают выводы о том, как мы относимся к дисциплине, педагогу, учебному заведению. Трудно предугадать мысли, аналогии и ассоциации других людей. Однако с уверенностью можно сказать, что молодой человек в шортах и рваной футболке, забитый татуировками, с зеленым цветом волос едва ли создаст о себе впечатление того, кто усердно трудится по ночам над научной диссертацией. Разве человек с научной степенью не может позволить себе ходить в таком виде? Безусловно, может. Но это скорее один случай из десяти, отсюда и стереотипное мышление.
Сломать стереотипы можно лишь, действительно заставив носить представителей науки шорты и красить голову в зеленый, а тому, кто вместо гранита науки предпочитает грызть чипсы, вручить деловой костюм. Сколько времени уйдет на смену стереотипного мышления? Неизвестно! Но очевидно, что цепная реакция изменений потянет за собой весь деловой мир и наступит хаос. Отсюда вывод: не обязательно быть профессионалом на научном поприще, но можно производить впечатление. И наоборот.
В наши дни покупка делового костюма может обернуться катастрофой; тренды буквально выворачивают наизнанку весь классический мир, выражая протест против скованности, рамок и условностей. Костюмы из мягких хлопковых тканей, спортивная одежда в виде двубортного пиджака, короткие штанишки пионера и рубашки с капюшонами под пиджаком. А ведь многие консультанты действительно убеждены в том, что продают костюмы, и они их действительно продают. Тема женских костюмов с оголенными частями тела и вовсе заставляет пересмотреть систему ценностей.
Лекция по этикету в рамках проекта «Образ будущего» в Университете правосудия в большей степени освещала классический стиль в современной трансформации. Никто и ничто не стоит на месте, поэтому и классике нужно меняться, но деликатно, сохраняя устои.

Не стоит расценивать костюм как ограничение, ущемление прав и навязывание правил. Почему бы не посмотреть на классический стиль сквозь призму культуры и сохранения традиций, которые, безусловно, трансформируются вместе с изменяющимся миром, внося корректировки и в деловую одежду, в том числе.